Сравнение - Это Насилие?! - Королевство Красоты. Пущино

Перейти к содержимому

73 вкуса свежеобжаренного кофе 
92 вида первоклассного чая ПРОПУЩИНО
Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Сравнение - Это Насилие?!

#1 Пользователь офлайн   Sashkovna 

  • Консультант-психолог
  • PipPipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 28 Октябрь 2013 - 23:39

СРАВНЕНИЕ - МАТЬ НАСИЛИЯ

"Посмотри, какая красивая девочка! Это потому что она в платьице",- услышал я, и снова "забродили старые дрожжи".

Шаг за шагом мы вгоняем детей в комплекс неполноценности. Последовательно и планомерно. Он будет проявляться в учебе, в дружбе, в любви. Потому что мы такие. Не умеем иначе и учиться не хотим. Незачем, мы-то живем как-то! Как-то...

Позицией, человека, выросшего в постоянном сравнении и оценке, никогда не будет "я живу здесь и сейчас", "мне хорошо" "я чувствую это так", а только - я хуже (лучше)", "на меня сейчас не так посмотрели", "я выгляжу полным идиотом", "наконец-то мама назвала меня молодцом", "я должен хотеть есть" и т.п.

Хитрость ловушки заключается в том, что мы сами запутываемся в собственных манипуляциях. Так, в одной ситуации мы с легкостью говорим "Посмотри, как Н. хорошо учится", а в другой не позволяем ребенку сказать "Все за контрольную получили тройки, и Н. тоже". Во втором случае мы немедленно парируем: "Меня другие не интересуют - у меня свой сын!" Как же! Не интересуют! Наоборот, только это меня и интересует сейчас. И последнее - чувства моего сына. Я хуже других! Я плохой родитель! Что будет, если все узнают.... Я просто сам, как отец не способен справиться с собственными чувствами. А инструмент сравнения и оценки всегда под рукой. А как же! Сколько лет учили!

Сравнение разъедает душу покруче, чем насилие. Оно, в определенном смысле и является матерью насилия. С той разницей, что в ситуации насилия давят на меня, а когда меня учат постоянно сравнивать, я начинаю давить сам на себя. Всегда. Причем в отличие от рефлексии, когда человек пытается разобраться в собственных желаниях и мотивациях, тут мы только и делаем, что страдаем. И нет в этом никакой дороги: мука никуда не ведет. Ведь даже если для того, чтобы утереть нос другу, я научусь летать, мое удовольствие будет коротким, сомнительным и агрессивным. Ведь это не я научился летать - это мой друг меня научил.

Один из результатов такого подхода мы часто наблюдаем: "У меня новая машинка", - радостно сообщает мальчик утром. "А у меня еще лучше! Мне купят две! Плохая у тебя машинка",- варианты ответов. При этом, безусловно, нормальной реакцией свободного человека является: "Классная машинка! Рад за тебя! Дай поиграть! Здорово!" и т.п. Неужели мы не хотим так? Или собственный комплекс неполноценности уже не дает нам даже хотеть?

Приучать человека быть лучше всех, значит навсегда ставить его в тяжелейшую ситуацию. Строго говоря, с этого момента он начинает существовать только при условии, что существуют другие. Нет больше его радостей, страданий, успехов. Есть только сравнения, одни сплошные сравнения. "Вот мальчик же не плачет!" - А я вот, плачу! Представляете?! Плачу! Потому что мне больно! Мне нужно тепло и помощь, а не сравнение! "Вот какая девочка красивая в юбке", - А мне, правда, нравятся брюки. Хотите говорить по существу? Говорите! Давайте спорить! И девочка тут совершенно ни при чем.

Знаю, знаю наперед примеры, которые мне приведут: Моцарт и ему подобные. Если бы их, мол, не заставляли быть лучше других, ничего бы из них и не вышло... Неправда! Во-первых, не знаем мы, что вышло бы, а что нет. А во-вторых, более несчастных людей, чем иные "лучше других", я не знаю.

Неумение принять себя, свои мысли, свои чувства убивают на наших глазах целое поколение. Из какого сумасшедшего комплекса сравнения появляется принцип "все америкосы - г-но"? Из какого самоуничижения вырастает формула "Мы всех порвем"! Не "я смогу, потому что мне это важно", а "порвем кого-то", потому что это единственный шанс БЫТЬ для меня.... А вот из какого: сравнение неминуемо приводит человека к унижению других, к ненависти, к окончательной потере себя самого, если нет никого, с кем можно сравниться. Сравнения, естественно, в свою пользу. И любой ценой.

"В работе мы как в проруби, в постели мы как на войне" (с). Чудесный результат. Необходимость постоянно доказывать - папе, учителям, друзьям - разрушает наших детей. Человек окончательно теряет право на самость. На независимую самость.

"А я могу всех победить, а она не может",- говорит мне маленький мальчик, указывая на сестренку и ища моего одобрения. Думаете, это природа его такая? Успокаиваете себя тем, что это не вы его научили? Еще как вы! И все мы.

Сегодня критерием успеха все больше становится гармония, умение верно выбирать то, что человеку по душе, умение соответствовать самому себе.

Воплощать собственные стремления не проще, чем побеждать мифического врага (предварительно его выдумав, конечно). Часто услышать себя и достичь собственной цели намного сложнее, чем просто с кем-то соревноваться. Этот серьезный труд требует в первую очередь внутренней свободы. Которая появляется только при условии существования права человека на себя. Без условий и контрибуций. Без соседского мальчика и папы-медалиста. Просто так. Потому что это право есть от природы. Может, не стоит его отнимать?

Дима Зицер
4


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Другие ответы в этой теме

#2 Пользователь офлайн   n_d 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 29 Октябрь 2013 - 07:44

гармония - как же трудно ее достичь))).
а сравнивать все таки нужно, в другом ключе может быть. не выпячивая чьи то личностные качества, а стараясь достичь лучшего.
например похвалить лучшую в ряду букву, написанную ребенком, или сравнить скорость чтения "сегодня ты читаешь быстрее, чем вчера". т.е. сравнивать его личные успехи в его развитии, а не в сравнении с другим ребенком.
3

#3 Пользователь офлайн   Dasha_Pol 

  • Организатор
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 29 Октябрь 2013 - 21:44

Спасибо, хорошая статья!
Я полностью согласна, что ВСЕ комплексы, модели поведения и т.д. ребенку навязывают родители.

Просмотр сообщенияn_d (29 Октябрь 2013 - 07:44) писал:

гармония - как же трудно ее достичь))).
а сравнивать все таки нужно, в другом ключе может быть. не выпячивая чьи то личностные качества, а стараясь достичь лучшего.
например похвалить лучшую в ряду букву, написанную ребенком, или сравнить скорость чтения "сегодня ты читаешь быстрее, чем вчера". т.е. сравнивать его личные успехи в его развитии, а не в сравнении с другим ребенком.

Ну, это совсем другое сравнение, мне кажется. Автор же именно говорит, что сравнение себя(ребенка) с другими людьми и постановка кого-либо в пример - это грубейшая ошибка родителей (людей).
1

#4 Пользователь офлайн   Elen 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 29 Октябрь 2013 - 22:26

Спасибо за статью :flowers1:

Просмотр сообщенияSashkovna (28 Октябрь 2013 - 23:39) писал:

Знаю, знаю наперед примеры, которые мне приведут: Моцарт и ему подобные. Если бы их, мол, не заставляли быть лучше других, ничего бы из них и не вышло... Неправда! Во-первых, не знаем мы, что вышло бы, а что нет. А во-вторых, более несчастных людей, чем иные "лучше других", я не знаю.

Вот часто слышишь, как родители говорят - посмотрите мол на известных фигуристов. Их родители заставляли заниматься и вот результат - какими прославленными фигуристами они стали. А сколько сломанных судеб, не все же стали известными и добились тех результатов, о которых мечтали (точнее мечтали их родители).
0

#5 Пользователь офлайн   Dasha_Pol 

  • Организатор
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 31 Октябрь 2013 - 21:47

Просмотр сообщенияElen (29 Октябрь 2013 - 22:26) писал:

Спасибо за статью :flowers1:

Вот часто слышишь, как родители говорят - посмотрите мол на известных фигуристов. Их родители заставляли заниматься и вот результат - какими прославленными фигуристами они стали. А сколько сломанных судеб, не все же стали известными и добились тех результатов, о которых мечтали (точнее мечтали их родители).


Вот именно! А у самих-то этих прославленных и судьбы и здоровье ох как часто сломлены...
0

#6 Гость_slavka2016_*

  • Группа: Гости

Отправлено 04 Декабрь 2016 - 22:07

С другим лучше не сравнивать
Иногда это может слишком уж задеть ребёнка)
Как было сказано уже тут в комментариях, лучше сравнивать его личные достижения) Только в корректной форме

#7 Пользователь офлайн   biomag 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 05 Декабрь 2016 - 12:12

Есть по этому поводу замечательная книга Наталии Ининой. Испытание детством называется. Всем советую!
http://nikeabooks.ru...tanie-detstvom/
0

#8 Пользователь офлайн   lusa 

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Вставить ник
  • Цитировать

Отправлено 05 Декабрь 2016 - 16:13

Просмотр сообщенияslavka2016 (04 Декабрь 2016 - 22:07) писал:

С другим лучше не сравнивать
Иногда это может слишком уж задеть ребёнка)
Как было сказано уже тут в комментариях, лучше сравнивать его личные достижения) Только в корректной форме


Золотые слова ! Когда моему сыночку было лет 6 и я вдруг привела в пример мифического мальчика из соседнего подъезда.Была очень молодая, уставала на работе и прочее. Прошло более 40 лет, но я до сих пор помню его личико и ответ -" ты хочешь чтобы этот мальчик был вместо меня ?". Да пусть наши дети балуются , капризничают, но они наши ! И без всяких сравнений. :)
1

Поделиться темой:


Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей